March 19, 2010

АЛЬЯНС ПРОИГРЫВАЕТ КОММУНИСТАМ ПИАР-ВОЙНУ


Ирина СЕВЕРИН

Ажиотаж вокруг принятого было Альянсом за Европейскую интеграцию решения провести референдум по принятию новой конституции обнаружила слабое место  альянса и его неопытность. Анализируя ситуацию – в чем причина поднявшейся шумихи, понимаешь, что дело не столько в самом решении, сколько  в том как оно было представлено.
Не удивительно, что промахом немедленно воспользовались коммунисты, которые научились обставлять каждое свое решение предельно  «демократообразно», даже если решения принимаются на двоих  Ткачуком и Ворониным.
Коммунисты понимают, что сам по себе ущербный коммунистический тоталитарный брэнд партии нуждается в легитимации через имитацию демократических процедур. Отсюда театрализованные представления в виде массовых пленумов компартии, встреч с избирателями, с иностранными партнерами и прочие действа, призванные придать принимаемым решениям легитимность и солидность.
Абсолютно другой подход демонстирует либерально-демократический альянс, который не считает нужным изображать демократичность принятия решений или заботиться о их легитимности на том простом основании, что партии альянса победили коммунистов и значит они демократичны по определению. 
Напротив, создается впечатление, что лидерам нетерпится продемонстировать свою роль в истории и присвоить исключительно себе каждое важное решение, что еще больше снижает легитимность самих решений. Чего стоит "политическое послание"  председателя парламента и и.о. президента Михая Гимпу о «козыре в его рукаве», которое иначе как политическим  позерством не назовешь. В то же время за кадром осталось  то, что решение принималось на основе трех месяцев работы Конституционной  комиссии, составленной из ведущих специалистов в области конституционного права. 
Здесь также не мешало бы напомнить, что легитимность - это политико-правовое понятие, "означающее положительное отношение жителей страны, больших групп, общественного мнения (в том числе и зарубежного) к действующим в конкретном государстве институтам власти, признание их правомерности". Очевидно, что  при  принятии вынужденных решений для выведения страны из конституционного тупика важно получение доверие народа, что требует требует серьезного публичного  обоснования принимаемых решений. В случае информационного вакуума в обществе создается нервозность, которой  коммунисты охотно воспользовались.
Альянс проигнорировал необходимость работы с общественным мнением, поскольку ни альянс, ни правительство, не президентура не обладают службой по связям с общественностью, способной подать сложные решения в доступной для граждан форме и обосновать их необходимость.
Неудивительно, что из-за  эгоцентризма и неопытности политиков страдают и сами решения. Ошибкой стало и  приглашение представителей Венецианской комиссии, которой на той стадии  нечего было предложить для экспертизы, так как решение как таковое еще принято не было. И принято оно может быть лишь самой страной, а не заехавшим на пару дней в гости представителем Венецианской комиссии. В результате политики поставили в неловкое положение и себя, и комиссию, и страну.
Заявление Гимпу о том, что "народ выбрал меня, чтобы я принимал решения", говорит о том, что юрист Гимпу пока не до конца понимает значение понятия  "легитимность". Также как не понимают, что такое  "легитимность" и другие юристы в политике, подменяя ее  исключительно "легальностью". 
Международное сообщество, что неоднократно проартикулировано ее представителями, ждет от Молдовы легитимного разрешения конституционного кризиса.  И не случайно в своем заключении Венецианская комиссия ясно дает понять, что роспуск парламента равносилен созданию нестабильности в стране.
Пока это можно списать на неопытность и.о. президента и коалиции и, напротив, на ушлость коммунистов, которые за 8 лет во власти до совершенства отработали технологию подачи себя электорату и внешним партнерам, и сейчас используют свои наработки в борьбе против политических оппонентов. Как бы то ни было, коммунисты в отличие от либерал-демократов не пренебрегают общественным мнением. Этому Альянсу за европейскую интеграцию не мешало бы поучиться у коммунистов и не тянуть политическое одеяло в четыре разные стороны.
Однако, пока совсем не факт, что коалиция сделает выводы из своего проигрыша. В частности, у Филата уже есть опыт отставки правительства Стурзы, причем по той же причине, как признал сам Стурза, игнорирования общественного мнения, однако выводов он до сих пор не сделал. Иначе как подарком коммунистам нельзя  назвать указание,  данное Филатом своим подчиненным, не принимать участие в "разрезании ленточек".  Ведь если смотреть с точки зрения укрепления легитимности власти, то "разрезание ленточек" вовсе не бесполезное занятие.